Страницы

понедельник, 16 января 2012 г.

Мамины рассказы.

Воспоминания из детства, как прочитанная когда то книга, листаешь, листаешь: на какой же ещё странице остановиться? Как просмотренный фильм, где главные герои все, кого ты помнишь.И нигде больше нет этой книги, этого фильма, ни в одной  библиотеке,  ни в одном киноархиве. Только в твоей памяти.Картины из детства появляются с того момента когда ты осознаёшь своё своё"Я". Я  помню себя на сколько позволяет мне  моя память. Помню задавала себе вопросы :почему я не помню как я родилась, как начала сидеть, стоять , ходить. Почему не помню своего брата - двойняшку. И вряд ли кто мог  дать мне ответы на эти вопросы,  если бы рядом не было мамы.        Мамы, которой я  обязана всем своим существом. Мамы, без которой  меня бы просто не было.Только мама  могла мне рассказать обо мне с самых первых секунд моего появления на свет. Мама рассказывала ,когда  была беременной,  чувствовала что детей будет двое.Когда родился мальчик, мама сказала,  что у неё ещё будет ребёнок .Акушерка пеленала братика и спросила маму: "Откуда вам знать?". Но всё же врачи засуетились, стали прослушивать живот и хотели поставить какой то укол, и тут родилась Я! В сравнении с братиком (крепеньким, активным малышом), я была слабенькой, синюшной и не хотела кричать. Врачи объяснили : асфиксия. Но меня выходили. Я конечно отставала от брата, но не сдавалась. Когда маму выписывали из роддома, пришли женщины, жёны сослуживцев отца. ( В то время мы жили в Китае, в  городе Дальнем.Советские воинские части восстанавливали авиационный завод разрушенный японцами). Женщины принесли приданое для новорожденных. Мама говорила, что всё было очень красивым.(детские одеяльца впоследствии пригодились для сестрёнки и племянников). Маму и отца поздравляли , надарили много подарков.Многодетная мама как могла справлялась с нами, у неё уже был не плохой опыт(в детстве она нянчила своих младших братишек и сестрёнок: Аню, Варю, Пашу, Ваню). Мы росли, прибавляли в весе. Старший Володя был хорошим помощником.  Когда нас регистрировали,  отец маме  купил красное бархатное платье, очень модное на то время ( оно сохранилось по сей день). Как то весной(как рассказывала мама ) проводилась профилактика лямблиоза среди населения, всем назначали пить сантонин и маме тоже, после нескольких приёмов у неё исчезло грудное молоко. Мама была в панике: чем кормить детей?(Нам было по 5 месяцев).Но мир не без добрых людей.Отец сходил в китайскую деревню, договорился чтобы покупать козье молоко. И потом каждое утро, в 6 часов к окнам нашего дома подъезжал китаец  с бидонами молока (не помню как называла его мама по имени) и кричал: " Мадама, маляко!" Мама говорила что это был очень аккуратный , чистоплотный и ответственный человек. Молока хватало на всю семью. Ещё он привозил бананы, груши, яблоки, вишни, помидоры. Мы подрастали, начали сидеть. На заводе где работал отец, друзья его сделали детскую  коляску, для двойняшек. Старший врат Володя возил нас в этой коляске на прогулку, пока мама управлялась с домашней работой Мама говорила что мы были похожи на кукол и все обращали на нас внимание. (Коляска моя сохранилась по сей день, в ней спали и мои внуки.) Когда мы начали ходить , то всем семейством часто гуляли в парке (есть фотография: мама , папа, Рая и мы двойняшки, Коля и я, а  старшие Володя и Витя убежали) .Когда пришло время уезжать из Китая, мама шутила : "Все уезжали из Китая с багажами и сундуками , а мы с кучей ребятишек"  (самому старшему было 12). До Владивостока плыли пароходом.Через границу нужны были пропуска с фотографией.  Мама на крошечной фотографии с нами, пятью детьми сфотографирована(это фото сохранилось). После приезда из Китая, отец был направлен в  Нерчинск . Мама рассказывала, что жили в бараках возле аэродрома, там то и начались страшные беды: заболели все пятеро.Инфекция видимо была разная. Старшие дети быстро поправились, мы же двойняшки были в критическом состоянии Мама рассказывала как понесли нас в районную больницу.  Идти надо было несколько километров (3,5 или 4). Была середина августа.  День был жаркий.  По дороге отдыхали на траве, маленький Коля сидя на травке тянулся к цветам и пытался сорвать, я же (со слов мамы) была безразличной ко всему и только покачивалась из стороны в сторону . В больнице мест свободных не было, врач поставил диагноз : дизентерия и ещё что то,  выписал какие то лекарства (их надо было выкупать назавтра в аптеке) и нас понесли домой. Измучились все.У нас не было совсем аппетита. Мама пыталась нас накормить и напоить из ложечки.Назавтра отец пошёл за лекарствами, пришёл только к вечеру .Мама рассказывала как напоила нас лекарствами, как Коля попросил поесть лапши, я же ничего не ела.Мама уложила нас спать . Сама не спала , прислушивалась к нашему дыханию, поправляла подушки. Коля вдруг заметался во сне, потом затих ... Это было 18 августа .На похоронах Коли (со слов мамы) было много людей и очень много живых цветов.Не знаю какие силы надо было маме чтобы пережить это горе, но надо было жить дальше.В дальнейшем мама с отцом купили дом на Просвещенской улице, купили корову .Здесь и  прошло наше детство.

Комментариев нет:

Отправить комментарий